До XIII века земли современной Калининградской области принадлежали племенам пруссов. Потом на эту территорию пришли рыцари Тевтонского ордена и покорили проживающее здесь коренное население.
В 1255 году рыцари Тевтонского ордена построили на возвышенном берегу реки Прегель крепость «Кёнигсберг» (Королевская гора).
С этого времени постепенно начал развиваться город Кёнигсберг, который принадлежал Германии до 1945 года.
Еще немного истории
Во время Великой Отечественной войны в конце лета 1944 года английская авиация произвела два налета на город. В результате бомбардировок основная часть города была превращена в руины. Несмотря на разрушения, в городе сохранилось много исторических сооружений: мосты, замки, фортификационные сооружения, древние городские ворота.
Еще в 70-х годах 20 века в городе можно было встретить руины разрушенных домов. Постепенно их ликвидировали и на месте разбитых зданий построили новые.
Современный Калининград тесно сосуществует со старым Кёнигсбергом. В застройке города можно встретить строения готического, романо-германского стиля архитектуры, застройку довоенного и послевоенного времени, здания современной застройки.
В 1625-1626 году Пруссия была превращена в поле сражения с войсками шведского короля Густава Адольфа.
Шведы захватили всю прибрежную часть Восточной Пруссии, в том числе города Пиллау (г. Балтийск), Эльбинг (ныне г. Эльблонг), Мемель (г. Клайпеда). Опасаясь нападения шведов на Кёнигсберг, город должен был соблюдать нейтралитет.
Шведы вели серьезные укрепительные работы по защите крепости Пиллау, намереваясь надолго закрепиться на прусских землях. Строительство первого укрепления в гавани было начато еще при герцоге Альбрехте в конце XVI века.
Жители Кёнигсберга жили в страхе, ожидая нападения шведской армии на город.
На советника юстиции Х. Вагнера пала миссия переговоров со шведским военным командованием. По прибытии своем в г. Мариенбург, Х. Вагнер смог договориться со шведской стороной о ненападении на Кёнигсберг. В результате договоренностей военных действий в городе не было. Но шведский король, считая данный город своим, потребовал от городских властей заняться укреплением города.
Первое вальное укрепление Кёнигсберга (1626 г. – конец XVII века)
Первое вальное укрепление Кенигсберга спроектировал профессор математики Иоганн Штраус. Руководителями строительных работ были полковник Абрахам фон Дона и Конрад фон Борке. Строительство вального укрепления города было начато в 1626 году и продолжалось вплоть до конца XVII века.
Второе вальное укрепление Кёнигсберга (1843–1860 г. г.)
Спустя примерно 150 лет после строительства первого вального укрепления города, назрела необходимость строительства сильного укрепления вокруг Кёнигсберга для отпора врагу.
Король Фридрих Вильгельм IV рассмотрел и утвердил предложенный ему проект по строительству военных укреплений. Разработал проект руководитель инженерного корпуса, генерал-лейтенант Эрнест Людвиг фон Астер. В результате выполнения строительных работ были возведены новые бастионы, башни и городские ворота.
Город Кёнигсберг, Бранденбургские ворота
Бранденбургские (Берлинские) ворота были построены в1657 году из дерева. Они предназначались для защиты города с юго-западного направления. Для более надежного укрепления этого участка был использован прием фортификации с сооружением земляного вала (вальное укрепление). Здесь же был вырыт ров, который заполнили водой.
От ворот дорога вела к замку Бранденбург (сейчас это поселок Ушаково Гурьевского района), поэтому и ворота получили название «Бранденбургские». В литературе упоминается второе, более редкое, название ворот - «Берлинские», опять же из-за направления дороги в сторону города Берлина.
В настоящее время от замка Бранденбург остались только руины.
Бранденбургские ворота неоднократно перестраивались или реставрировались.
В XVIII веке король Фридрих II велел укрепить город с юго-востока постройкой надежных ворот из кирпича вместо деревянных, отслуживших свой век.
Новые кирпичные ворота имели два свободных проезда. Толстые стены хорошо укрывали небольшой гарнизон караульных, которые размещались во внутренних помещениях.
При строительстве второго вального укрепления (1843 – 1860 г. г.) Бранденбургские ворота, как и все существующие в то время городские ворота, подверглись серьезным реставрационным работам. При этом Бранденбургские ворота значительно изменили свой внешний вид. В них особо ярко заметны готические мотивы во многих деталях.
Ворота приобрели остроконечные фронтоны, которые были украшены крестообразными цветами и стилизованными листьями, гербами и медальонами. Эти стреловидные фронтоны придают приземистому зданию ощущение высоты.
В это время на воротах появились горельефы генералов Л. Л.Бойена (1771 – 1848) и Э. Л. Астера (1778 – 1855). Генерал Бойен – участник военных реформ в Пруссии, военный министр. Генерал Астер – шеф инженерного корпуса, один из авторов Второго вального укрепления.
Горельефы обращены в сторону центра города, гербы (геральдические орлы) смотрят на выезд из города (сейчас - улица Суворова).
Эта перестройка ворот проводилась под руководством известного в Пруссии архитектора Фридриха Августа Штюллера.
Город Калининград, Бранденбургские ворота
В послевоенное время ворота долгое время не рассматривались как памятник архитектуры. В подсобных помещениях ворот был склад. Но в 1960 году Постановлением Совета Министров СССР получили статус объекта культурного наследия Калининградской области.
В 2012-2014 годах ворота в очередной раз были отреставрированы. Специалисты произвели ремонтные работы, восстановили лепные украшения, горельефы генералов, геральдических орлов, декоративные башенки, дубовые рамы, двери и др.
Строение охраняется государством как архитектурный памятник, украшающий улицу Багратиона.
В последние годы в помещениях ворот располагался пивной бар. Позже, вместо питейного заведения, размещался художественный салон, магазин. В настоящее время там находится вкусный Музей марципана и небольшой магазинчик марципановой продукции.
Бранденбургские ворота на протяжении многих веков выполняют свою прямую транспортную функцию. Они имеют два проезда на одну машину и довольно узкие тротуары для пешеходов.
Интересный факт: из центра города до ворот ведет улица Багратиона, а за воротами мы едем уже по улице Суворова. Географически же ворота находятся на пересечении улицы Багратиона и Южного переулка.
Как доехать
До войны, совсем рядом с Бранденбургскими воротами, был построен Южный вокзал, на который в настоящее время прибывают российские и зарубежные туристы. Желающим осмотреть историческую достопримечательность не составит труда за несколько минут времени дойти до нее от вокзала.
Из центра города, от площади Победы, желающим самостоятельно посетить исторический памятник можно сесть на любой автобус и доехать до Южного вокзала, затем пешком прогуляться до Бранденбургских ворот, заодно посетить Музей марципана с совершенно бесплатной экскурсией, выпить вкусный марципановый кофе или чай, купить в магазинчике марципановые сладости.
Можно посетить и другие городские достопримечательности, расположенные недалеко от Бранденбургских ворот:
- Музей Мирового океана
- Музей «Блиндаж»
- Музей «Парк скульптуры» на острове Канта.
Отзывы из интернета
Довольно интересная достопримечательность, с одной стороны историческая постройка, а с другой функционирующие ворота, через которые проезжают автомобили. В левой части расположен Музей марципана, где можно купить сладости, съесть что-нибудь вкусное в кафе или посмотреть выставку интересных кондитерских произведений.
Вот что значит - умели строить. Какая элегантность и мощь одновременно! Видно, что строили на века. Хоть все время под воротами проезжают машины, но они в хорошем состоянии. Внутри музей и магазин марципана.
Обзорная экскурсия по Калининграду, словно учебник по истории, охватывает несколько десятков веков. Каждый камушек или кирпичик повествует о своей эпохе. Но, к огромному огорчению туристов, немногие сооружения сохранили свои первоначальные очертания и уцелели в первозданном виде. Чего не скажешь о Бранденбургских воротах, расположенных на границе исторического городского района Хабербер. Это невероятно красивые ворота, которые и по сей день выполняют транспортную функцию, пропуская через себя ежедневно тысячи машин…
Дорогие читатели, напишите в комментариях, интересно ли вам было окунуться в историю Кёнигсберга - Калининграда на примере небольшого исторического уголка города?
Оставить комментарий